Главная
Яхты
О компании
Новости
Реновация судов
Судостроение
Пресса о нас
Дизайн центр
Фотогалерея
Наши контакты
Поиск по сайту:
 
 
Журнал: "Рыбное хозяйство Украины", 6(28) 2003
Траулер - сейнер проекта 09103: опыт эксплуатации 
  
 В 1995 году коллектив судостроительного завода "Лиман" (в то время Черноморский судомеханический завод) выступил инициатором создания нового для украинских рыбаков универсального траулера-сейнера. Заводом самостоятельно была решена проблема финансирования строительства судна. Проектно-конструкторским центром предприятия был разработан проект 09103. В 2001 году траулер-сейнер ушел на промысел.
Прошло два года с тех пор, как коллектив судостроительного завода "Лиман" проводил на промысел в Азовское и Черное моря головной траулер-сейнер проекта 09103, получивший имя "Севастополец".
Еще задолго до окончания строительства головного судна много противоречивых мнений вызвал этот проект среди специалистов. И сейчас, по истечении двухлетнего срока эксплуатации судна, можно сделать некоторые выводы о том, удался или не удался этот проект.
Идея создания рыболовного судна нового типа зародилась на заводе "Лиман" еще в 1995 г. Для выработки концепции его создания, под эгидой Госкомитета рыбного хозяйства Украины, были проведены ряд рабочих совещаний, на которых специалисты ведущих рыбодобывающих организаций и колхозов высказали свое видение нового судна. На этих совещаниях и была поставлена задача - спроектировать и построить траулер-сейнер, способный вести лов рыбы в бассейнах Азовского и Черного морей пелагическим тралом и кошельковым неводом, а также обеспечивать производство рыбной продукции - мороженой, охлажденной и соленой с последующим сохранением и транспортировкой в порт в автономной форме работы. Также были определены основные технические характеристики судна и номенклатура основного оборудования.
Длина судна - 25,7 м, ширина наибольшая -8м, осадка - 2,7 м, скорость -10 узлов. Судно имеет грузовой трюм 120 м3, в котором можно разместить до 60 т рыбной продукции.
В качестве главного двигателя был выбран высокооборотный автоматизированный дизель КТ19-М фирмы "CUMMINS", работающий через редуктор на винт регулируемого шага.
При строительстве многие специалисты сомневались в том, что высокооборотный двигатель обеспечит тяговое усилие 40 кН в режиме траления со скоростью 4 узла. Однако при первых же испытаниях и последующей эксплуатации судна эти сомнения быстро развеялись. Судно легко справлялось даже с более тяжелым тралом, а использование поворотной насадки придало ему большую маневренность и легкость в управлении. Подтверждением этому может быть случай, когда при скорости ветра 25 м/с судно легко взяло на буксир терпящее бедствие в Азовском море российское рыболовное судно и отбуксировало его в порт Темрюк.
Используемая система управления энергетической установкой и судовыми системами имеет такой объем автоматизации и степень централизации управления и контроля, который обеспечивает маневренность и безопасность судна при всех условиях плавания и не требует постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинных помещениях. Это позволяет дополнительно использовать механиков на выборке трала и обработке рыбной продукции.
После двух лет эксплуатации и отработке главного двигателя около 3 тыс. ч и двух дизель-генераторов - в сумме около 6 тыс. ч, они находятся в отличном состоянии. Суточный расход топлива при полном ходе и постоянном тралении не более 1,4 м3 в сутки.
Для обеспечения промысловых операций судно оборудовано устройствами для тралового и кошелькового лова рыбы. В состав промыслового оборудования входят: кабельно-сетная лебедка, две комбинированные тралово-сейнерные лебедки, промысловый шпиль, две грузовые лебедки, вспомогательная лебедка и неводовыборочная машина. На судне также предусмотрены промысловые приспособления: две грузовые стрелы, промысловая стрела, две ваерные арки, кронштейн с блоками, кран-балка, жгутоформирователь, кронштейн для стяжных колец. Управляют лебедками при помощи гидравлики. Выбранная схема траления и выборки трала позволяет довольно успешно вести промысел. За один замет удавалось поднять на борт до 10 т хамсы и 12 т ставриды. Однако следует отметить, что при таких уловах необходимо установить более мощную кабельно-сетную лебедку. Некоторое неудобство создает также санузел на промысловой палубе, это помещение было привязано к вентиляционной шахте машинного отделения. В настоящее время заводом проработана схема отвода вентиляционного канала. Это позволит высвободить на промысловой палубе дополнительную площадь, что особенно важно для кошелькового лова.
Для переработки и сохранения рыбной продукции на судне установлена автоматизированная холодильная установка фирмы "SАВРОЕ". Установка в состоянии одновременно поддерживать температуру в трюме -25°С, производить 2,5 т льда из морской воды и замораживать рыбу в горизонтально - плиточном аппарате. За время эксплуатации холодильная установка отрабатывала по 120 ч без перерыва и сбоев. Цикл заморозки составляет 1,3 ч + 15 мин. на забивку и выбивку лотков. Замороженная рыба хранится в трюме при -12 - 15°С. Использование скороморозильного аппарата позволяет получать продукцию высокого качества, пользующуюся повышенным спросом у потребителя. При лове судака, пиленгаса, леща для их сохранения используют полиэтиленовые пакеты. После забивки пакеты с рыбой хранят в трюме. Это позволяет избежать обмерзания испарителя холодильной установки и делает ее работу более производительной.
Установленные на судне средства радиосвязи полностью соответствуют требованиям Глобальной Морской Системы Связи при Бедствии (ГМССБ) для морского района А1 + А2. В состав оборудования ГМССБ входит радиоустановка ПВ/КВ "SАILOR" НТ 4520, радиоустановка УКВ RT 4822, аварийный радиобуй КОС-ПАС/САРСАТ РТ 260, радиоприемник службы NAVТЕХ NT 900, радиолокационный ответчик МУССОН 502, носимая УКВ радиостанция SР 3110. Из радионавигационных приборов на судне установлены приемник GPS "РHILIРS" МК9, радиолокационная станция "FURUNО" М1942, магнитный компас. Для обнаружения скопления промысловых рыб используют рыбопоисковый эхолот "FURUNO" FСV-612.
Большое внимание на судне уделено бытовым условиям команды. Экипаж в количестве 9 человек располагается в двух комфортабельных двухместных каютах, одной четырехместной каюте, а капитан - в одноместной каюте. Во всех каютах установлены умывальники, шкафы для одежды, полки. Санузел и душ - общие. В помещении столовой одновременно может разместиться весь экипаж.
Эксплуатация судна показала, что основные цели, поставленные перед проектантом и заводом - изготовителем, достигнуты. Коллективу судостроительного завода "Лиман" удалось создать и построить рыболовное судно, отвечающее самым современным требованиям, предъявляемым к судам данного класса. Траулер показал высокую работоспособность, а установленное на судне современное холодильное оборудование позволяет получать рыбную продукцию высокого качества, как в осенне-зимний период так и в летнее время.
Двухлетний опыт эксплуатации судна говорит о том, что завод "Лиман" на правильном пути. Именно такие рыболовные суда, как траулер - сейнер проекта 09103, необходимы украинским рыбакам для промысла в Азовском и Черном морях. 
 
Ramblers Top100 MegaYachts.Ru Яхтинг в Украине Рейтинг - яхты и катера
Создание и продвижение сайтов - www.VizualTech.com