Главная
Яхты
О компании
Новости
Реновация судов
Судостроение
Пресса о нас
Дизайн центр
Фотогалерея
Наши контакты
Поиск по сайту:
 
 
Журнал: Судоходство, Январь-Февраль 2003
Ситуация меняется к лучшему
В продолжение темы, затронутой в мартовском номере журнала "Судоходство" под названием "Малое судостроение становится большим", нам хотелось бы развить и со своей стороны немного дополнить обзор сложившейся ситуации в Украине в сфере малотоннажного судостроения с точки зрения одного из предприятий отрасли - ОАО "Судостроительный завод "Лиман".

Ситуация в судостроительной отрасли действительно меняется к лучшему. По словам начальника управления судостроительной промышленности Минпромполитики П. Е. Короткого, объемы производства в судостроении за семь месяцев 2002 г. выросли на 23,2 %, причем рост наблюдался на 9 из 11 судостроительных заводов. За этот период заводами построено 20 новых судов, портфель заказов на август 2002 г. составляет 77 судов.


Положительные тенденции не могли не отразиться и на деятельности ОАО "Судостроительный завод "Лиман", основным профилем которого является малотоннажное судостроение. В конце 2001 года заказчику передан малый рыболовный траулер-сейнер проекта 09103. Проект траулера-сейнера является собственностью завода, и был разработан собственным конструкторским бюро, которое сейчас выросло до проектно-конструкторского центра в составе завода, использующего передовые программные продукты типа TRIBON, позволяющие осуществлять полный процесс проектирования - от подготовки предконтрактной документации, до рабочих чертежей. Проект этого судна разрабатывался с учетом требований, предъявляемых украинскими рыбаками. Перед постановкой задачи специалисты предприятия провели серьезные маркетинговые исследования требуемого продукта. Были многочисленные встречи с представителями рыболовецких колхозов, высказывающих порой взаимно исключающие требования к промысловому и морозильному оборудованию, а так же к условиям размещения экипажа. Но сейчас все это позади. Малый рыболовный траулер-сейнер проекта 09103 в настоящее время базируется в Севастополе. Это единственное работающее на Украине новое судно подобного класса. При длине 25,7 м, ширине 8 м и осадке 2,7 м, траулер-сейнер способен вылавливать и хранить в морозильном трюме емкостью 120 м3 около 60 тонн рыбы, хранение которой может осуществляться при температуре в трюме 0°С или -25°С. Все оборудование, эксплуатируемое на судне, поставлено ведущими мировыми производителями: пропульсивный комплекс мощностью 317кВт был поставлен фирмой Wartsila NSD, промысловое оборудование - Bosh-Rexroth, технологическое - фирмой York International. Руководство завода прислушивается к пожеланиям потенциальных заказчиков: судно спроектировано так, что оно может быть укомплектовано оборудованием именно в том составе, в котором пожелает заказчик. Тем не менее, суда такого класса не смогут вытеснить или заменить небольшие боты длиной десять - шестнадцать метров. Нужда в них очень велика, поскольку украинский рыболовный флот катастрофически стареет и возможность его обновления видится только в поддержке малотоннажного украинского судостроения. Следующим шагом завода "Лиман" стала разработка серии проектов малых рыболовных ботов длинной двенадцать, четырнадцать и шестнадцать метров. Основные задачи были поставлены очень жестко: суда должны быть недорогими, т.е. доступными для отечественного потребителя, многофункциональными - способными осуществлять вылов рыбы и хранение ее в охлажденном трюме и экономичными - максимально снизить расходы на эксплуатацию. В настоящий момент завершается проработка всех трех типов рыболовных ботов и начинаются переговоры с рядом заказчиков на строительство серии таких судов.


С уменьшением числа судов рыбодобывающего флота Украины возрастает риск браконьерства со стороны соседних государств. И тут украинским пограничным и рыбоохранным службам могут помочь те же малотоннажные верфи, специализирующееся на строительстве быстроходных катеров. Хорошим примером может служить высокоскоростной патрульный катер "КАЛКАН-П" проекта 09104, серийное строительство которого для украинских пограничников наладил Судостроительный завод "Лиман". Мощный двигатель фирмы Caterpillar в 660 л.с. позволяет развивать скорость более 40 узлов. Катеру присуща малая осадка и высокая маневренность благодаря водомету фирмы Rolls-Royce. Одиннадцатиметровый катер с корпусом из АМг идеально подходит для патрульной службы в прибрежных районах морей и инспекционных операций на мелководье озер и рек. Катер рассчитан на двух членов экипажа и пять пассажиров. Для инспекции внутренних водоемов налажен выпуск скоростных катеров рыбоохраны типа "КОСАТКА". Эти шестиметровые стеклопластиковые катера способны развивать скорость 36 узлов.


Рыболовный флот - не единственная специализация завода. Многолетний опыт ремонта судов технического флота подсказал следующий шаг развития - строительство шаланд, лоцманских, пожарных судов, буксиров, нефтемусоросборщиков и других судов технического флота. Заводом разработан проект грунтоотвозной шаланды нового поколения с грузовым трюмом, раскрывающимся по всей длине судна (главные двигатели планируется установить на палубе).

Помимо рабочих судов, немалую долю в малотоннажном судостроении составляет строительство парусно-моторных яхт. По мере стабилизации экономической ситуации в Украине и появлении класса обеспеченных людей возникает потребность в строительстве яхт VIP-класса. Так, в декабре сего года на "Лимане" осуществлен технологический спуск корпуса 30-ти метровой парусно-моторной яхты проекта 09127, строительство которой ведется под надзором Bureau Veritas. В прошлом Судостроительный завод "Лиман" построил несколько крейсерских яхт проекта "ПИК-34" и две парусно-моторные шхуны проекта "АКВАТОН-88".

Основными поставщиками завода являются мировые лидеры по производству судового оборудования. В настоящее время предприятием заключены рамочные соглашения с такими фирмами, как DEUTZ MOTOR Espana S.A., Испания, Zeppelin Baumaschinen GmbH, Германия, Rolls-Royce, Финляндия, Alfa Laval Tumba AB, Швеция, Semco Maritime, Дания, Fischer Panda GmbH, Германия, и многими другими фирмами.

Будем надеяться, что тенденции рынка сохраняться, рост производства в судостроительной отрасли будет наблюдаться и в дальнейшем и Украина вскоре станет одним из мощных судостроительных центров в Европе.
 
Ramblers Top100 MegaYachts.Ru Яхтинг в Украине Рейтинг - яхты и катера
Создание и продвижение сайтов - www.VizualTech.com