Главная
Яхты
О компании
Новости
Реновация судов
Судостроение
Пресса о нас
Дизайн центр
Фотогалерея
Наши контакты
Поиск по сайту:
 
 
Журнал «Судостроение и судоремонт» (Украина) № 2 (11) 2005год
     «Северина». Мегаяхта. Made in Ukraine.
     Когда-то Джон Рокфеллер сказал: «Если вы спрашиваете, сколько стоит эта яхта, значит она вам не по карману». Подмечено, верно, но деньги считать нужно и должно. Хотя оптимизация расходов на мегаяхту, известную по названию проекта ОБЬ 47 и получившую при закладке имя «Северина», была связана скорее конструктивными особенностями судна и особым для яхт районом плавания. Северный Ледовитый океан, проходящий по нему караванный морской путь, Обская губа - эти слова не встретишь в лексиконе яхтсменов мира. Наверное, поэтому проектировать и строить необычное судно должны были люди с нестандартным мышлением, незашоренные стереотипами.
Судя по всему, расчет оказался правильным - «Северину» отличает сбалансированность, продуманность компоновки и оригинальный дизайн. Журнал «Судостроение и судоремонт» попросил
проектантов мегаяхты рассказать об истории ее разработки и особенностях конструкции.
Перед проектно-дизайнерским бюро «ПроЛайн» стояло две одинаково интересных и сложных задачи: проработать расположение и дизайн интерьеров мегаяхты, которая изначально создавалась как плавучая представительская резиденция, в которой почти наверняка будут встречаться узнаваемые лица самого высокого ранга и одновременно спроектировать мореходное судно, способное плавать в мелководных районах далекого приполярья. И хотя этот край давно обживается людьми, он не перестает оставаться Севером, да и здешние моря требуют к себе максимального уважения. Так в жестких условиях поиска! компромиссов родился проект «ОБЬ 47».
Естественно, что особое внимание, правда, не в ущерб безопасности, уделялось формированию внутреннего пространства судна. Общая площадь кают составила 311 м2.
Сферы обитания моряков и пассажиров мегаяхты разделены, нет ни одной точки, где могут пересечься пути гостей и экипажа (за исключением стюардов). Это было достигнуто благодаря применению машинного отделения с безвахтенным обслуживанием.
     Для моряков имеются просторные каюты (общая площадь 88 м2) и уютная, оборудованная для отдыха кают-компания с местом для подогрева пищи.
Что касается пассажиров, то в их распоряжении четыре примерно одинаковых каюты, вместе занимающих 106 м2 и апартаменты класса люкс - каюты владельца и V.I.P. гостя практически равные по площади - 77 и 72 м2 соответственно. Они включают в себя спальню, гостиную, кабинет, гардеробную и санузел оборудованный ванной и душевой кабиной с разделением на «Ее» и «Его» зоны.
Для пассажиров предусмотрены три салона общей площадью более 140 м2, открытая палуба с обеденным столом, купальная площадка с выходом из сауны, продолжение главного салона - палуба для отдыха со столиками и диваном, солнечная палуба площадью более 100 м2, оборудованная баром и «джакузи».
Отделка помещений выполняется с применением массива ценных пород дерева. Подволок зашивается металлопластовыми панелями. Помещения экипажа и спецперсонала отделываются панелями «TNF».
Открытые участки палуб покрываются тиком по технологии «Sikaflex».
Система кондиционирования воздуха предназначена для создания комфортной температуры и влажности в обслуживаемых помещениях: каютах, салонах, ходовой рубке, столовом и кают-компании экипажа. Она поддерживает температуру воздуха в перечисленных помещениях в летнее время +20°С при температуре наружного воздуха +30°С и в зимнее время +22°С при температуре наружного воздуха -15°С.
На судне установлено спутниковое телевидение и специальная охранная система, на монитор которой выводится изображение со всех видеокамер, расположенных в разных частях открытой палубы и в машинном отделении, а также противо-взломная сигнализация.
     «Северина» спроектирована и строится по Правилам и под наблюдением Российского морского регистра судоходства на класс КМ * ЛУ1 II СП. Остойчивость судна при всех; эксплуатационных случаях загрузки удовлетворяет действующим Правилам Регистра для судов II ограниченного района плавания.
По архитектурно-конструктивному типу «Северина» - двухвинтовое, двухпалубное судно, с развитой двухъярусной надстройкой, полубаком и промежуточным расположением машинного отделения. Кормовая часть корпуса выполнена с двумя полутунеллями, чтобы обеспечить размещение винтов при небольшой осадке. Пять поперечных водонепроницаемых переборок делят корпус судна на шесть водонепроницаемых отсеков. Непотопляемость обеспечивается при затоплении одного любого отсека.
Корпус судна сварной, система набора - поперечная. В основном используется судостроительная сталь нормальной прочности категории А ГОСТ 5521 -93 с пределом текучести 315 МПа. Толщина наружной обшивки 6 мм, в носовой части до верхней границы ледового пояса - 12 и 8 мм. Шпация по всей длине корпуса 540 мм.
Надстройка «Северины» сделана из легкого сплава Амг5. Соединение стальных конструкций с конструкциями из алюминиевых сплавов выполняется сварным через биметаллические полосы марки 12Х 18Н10Г/Амг6. Для защиты от коррозии на корпусе установлены цинковые протекторы пассивной анодной защиты.
На наружных частях судна применяются крепежные изделия из нержавеющей стали. Из нее также сделаны леерное ограждение, кнехты, швартовые утки и маховики расположенной снаружи арматуры.
Сергей МИРОШНИК,
главный конструктор
     ООО «Проектно-дизайнерское бюро «ПроЛайн»
Идея создания проекта «ОБЬ 47», по которому строится «Северина», возникла в середине 2002 года, когда российские заказчики обратились с просьбой спроектировать судно, обладающее весьма необычными характеристиками.
Сложности возникли буквально с первых шагов. Изначально было понятно, что «ОБЬ 47» будет иметь класс Российского морского регистра судоходства, не располагающего нормативной документацией по мегаяхтам, которой «Северина», по сути, и является. Поэтому, с учетом размеров и регистровой вместимости, судно соответствует всем требованиям Регистра, Международных Конвенций и Правил, предъявляемым к таким судам, то есть без снижения некоторых требований, допускаемых для яхт другими Классификационными обществами.
     Так как «Северину» предполагается эксплуатировать не только в Средиземном море, но и в районе мелководной Обской губы, по размерам сравнимой с Черным морем, необходимо было, во-первых, обеспечить возможность ее перехода по Северному морскому пути, во- вторых - учесть сезонный 8-метровый перепад уровня воды на Оби. Усилить корпус на класс Лу 1 оказалось несложно, а вот борьба за осадку судна ведется по сей день.
Заказчики хотели, чтобы она не превышала 1,60 метра, и одно временно просили обеспечить скорость полного хода в 24 узла. Расчеты показали, что в рамках заданных характеристик судна сделать это невозможно. По результатам аванпроекта максимальная скорость составила 15 узлов при осадке 1,70 метра.
Поэтому одной из самых ответственных операций в постройке судна стал жесткий весовой контроль. Все секции перед постановкой на стапель взвешиваются. Пока все они идут с минусовым допуском. Работу осложняет то, что прототипов у «Северины» нет, соответственно нет и весовых раскладок, на которые можно было ориентироваться.
Тем не менее, уже сегодня можно утверждать, что параметры осадки будут соблюдены. При этом интересно будет отметить, что мелкосидящая «Северина» при определенных доработках может получить неограниченный район плавания. Такую оценку дали проекту специалисты Регистра. Требуется лишь расширить номенклатуру судового снабжения.
Если в последующем нужно будет установить успокоители качки (их не ставили по ледовым ограничениям) - сделать это будет несложно - в корпусе «Северины» зарезервированы необходимые объемы.
Олег ПРИХОДЬКО
Главный архитектор ООО «Проектно-дизайнерское бюро «ПроЛайн»
Мы начали с аванпроекта и где-то через два месяца поучили первое приближение по характеристикам и внешнему виду «Северины».
     Ее разработка выполнялась с использованием 3-мерного моделирования, что позволило существенно повысить качество конструкторской документации и проектных решений, уменьшить время и затраты в производственном процессе.
Для яхтостроения такой подход следует признать особенно актуальным, так как он практически сводит на нет возможные недоразумения с Заказчиком, который не всегда сможет при традиционном плоскостном проектировании понять замыслы разработчиков.
Одним из главных факторов, который приходилось учитывать в данной работе – погодные особенности региона, в котором предполагается эксплуатировать судно. На русском Севере и летом бывает достаточно холодно, поэтому все открытые палубы «Северины» мы постарались защитить.
Так, самую верхнюю палубу № 3 накрывает большой козырек. При необходимости с помощью дополнительного тента можно создать полностью защищенное пространство – это позволит даже в ненастный день пользоваться бассейном – джакузи. В тоже время, открытые пространства организованы таким образом, что даже в условиях средиземноморской Ривьеры пассажиры «Северины» не будут чувствовать себя стесненно.
Особые требования заказчика заставили тщательно продумать общее расположение судна. Оно буде использоваться как корпоративная плавучая резиденция, поэтому большое значение придавалось обеспечению условий для приема гостей. Например, была поставлена задача так организовать пространство самых больших помещений «Северины» - главного и обеденного салонов, чтобы в них из любой точки можно было видеть все происходящее вокруг.
Интересной особенностью судна стала сауна, размещенная в самой корме. В нее ведет трап прямо из главного салона. После баньки через дверь, устроенную в транце, можно выскочить для купания и окунуться, например в воды Северного Ледовитого океана.
     От большинства мегаяхта «Севеину» отличает и наличие двух практически одинаковых по площади и комфорту блок-кают: владельца и V.I.P. гостя. В каждой из них есть свои июминки.
На «Северине» установлены два полубалансирных подвесных руля. Управление ними осуществляется при помощи электрогидравлической рулевой машиной Jastram (Канада). Для улучшения условий маневрирования судна имеется носовое подруливающее устройство с электрическим приводом мощностью 55 кВт фирмы HRP (Нидерланды). Диаметр циркуляции на полном переднем ходу - около 1,5 длины корпуса.
Судно снабжается двумя становыми якорями высокой держащей силы типа SHHP массой 285 кг каждый и кормовым якорем типа SHHP массой 95 кг, все - производства Sotra (Норвегия) Суммарная длина двух оцинкованных якорных цепей калибром 20,5 мм составляет 302,5 м. Для кормового якоря предназначена цепь калибром 16 мм и длиной 90 м.
Подъем и отдача становых якорей обеспечивается тремя якорно-швартовными шпилями производства фирмы MUIR (Австралия), для выполнения швартовных операций используются их турачки.
В состав главной энергетической установки входят два агрегата, состоящие из дизелей "Volvo Penta" марки "D 34 A MT" и редукторов фирмы ZF. Соединение выходного фланца коленчатого вала ГД с фланцем ведущего вала реверс-редуктора осуществляется при помощи эластичной муфты.
Электроэнергетическая установка - два дизель-генератора "Volvo Penta" с возможностью параллельной работы. Все эксплуатационные режимы судна обеспечиваются работой одного дизель-генератора, кроме случаев, когда используется подруливающее устройство. В качестве аварийного источника электроэнергии установлены кислотные аккумуляторные батареи.
Дизель-редукторные агрегаты и дизель-генераторы крепятся к судовому фундаменту через амортизаторы.
В качестве главных движителей используются два пятилопастных винта фиксированного шага (ВФШ) диаметром 1125 мы.
На «Северине» установлен один автоматизированный водогрейный котел мощностью 200 кВт, с навешенными форсуночными и циркуляционными насосами, блоком автоматизированного управления, пусковой аппаратурой и контрольно-измерительными приборами.
Для пополнения запасов пресной воды имеется опреснительная установка производства Hamman (Германия), производительностью 150 л/час.
Объем автоматизации, управления и контроля обеспечивает обслуживание энергетической установки без постоянной вахты в машинном отделении.
     В качестве коллективных спасательных средств на «Северине» размещены 4 надувных сбрасываемых спасательных плота вместимостью 20 человек каждый в комплектации «SOLAS PACK» и одна разъездная надувная шлюпка с жестким днищем фирмы Бриг (Украина), вместимостью 6 человек. Подъем и опускание шлюпки осуществляется электрогидравлическим краном г/п 900 кг производства «Nautical Structures» (США).
На судне предусматриваются средства радиосвязи в соответствии с требованиями Глобальной Морской Системы Связи при Бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) для морского района А1+А2, средства речной радиосвязи для судов ограниченного района IIСП смешанного плавания (река-море), а также средства коммерческой связи, телевидения и радиовещания.
«Северина» будет сдана заказчику в следующем году. Сейчас на стапельной площадке судостроительного завод «Лиман» завершается формирование ее корпуса, уже обрела в цеху свои контуры легкосплавная надстройка судна.
Пройдет относительно немного времени, и можно будет уже на практике доказать удачность концепции мелкосидящей мегаяхты, спроектированной и построенной в Украине.
Впрочем, ни у строителей и проектировщиков, ни у заказчиков сомнений в успехе этого начинания нет. И для того есть веские основания. Еще не коснувшись килем воды, «Северина» уже установила новые стандарты в классе мегаяхт, и теперь ПДБ «ПроЛайн» просчитывает новые, еще более смелые планы.
 
Ramblers Top100 MegaYachts.Ru Яхтинг в Украине Рейтинг - яхты и катера
Создание и продвижение сайтов - www.VizualTech.com